Вы здесь

Основания привлечения к уголовной ответственности

Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ (ст. 8 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания.
Уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
В исключительных случаях уголовной ответственности подлежат лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, за совершение преступлений, перечень которых указанных в ст. 20 УК РФ, например, за убийство (статья 105 УК РФ), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111 УК РФ), кражу (статья 158 УК РФ), грабеж (статья 161 УК РФ), разбой (статья 162 УК РФ), вымогательство (статья 163 УК РФ).
Виновным в преступлении признается лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности. Деяние, совершенное только по неосторожности, признается преступлением лишь в случае, когда это специально предусмотрено соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса.
Уголовная ответственности может быть предусмотрена только по тем основаниям, которые устанавливает Уголовный Кодекс РФ.
Особенная часть Уголовного кодекса РФ предусматривает следующие виды преступлений:
1. преступления против личности;
2. преступления в сфере экономики;
3. преступления против общественной безопасности и общественного порядка;
4. преступления против государственной власти;
5. преступления против военной службы;
6. преступления против мира и безопасности человечества.

2. Основания привлечения к административной ответственности

Согласно ст. 2.1 КоАП административ¬ным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Это понятие охватывает собой конститутивные признаки административного правонарушения. Ими являются:
1. антиобщественность;
2. противоправность;
3. виновность;
4. наказуемость деяния.
Части 1 - 1.3 ст. 28.1 КоАП РФ содержат перечень поводов для возбуждения дела об административном правонарушении:
1. непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях;
2. сообщения от физических и юридических лиц, государственных и муниципальных органов;
3. фиксация специальными техническими средствами видеонаблюдения.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением отдельных предусмотренных КоАП РФ случаев.
Административная ответственность физических лиц.
Согласно ст. 2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.
С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.
Не подлежит привлечению к административной ответственности невменяемое физическое лицо, а также лицо, действующее в ситуации крайней необходимости, когда предотвращенный вред меньше, чем совершенный. Например, водитель может покинуть место ДТП с целью спасения жизни потерпевшего.
Ответственность должностных лиц.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Должностные лица – это лица, которые выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, организациях. В компаниях ответственность за все правонарушения несут руководители. Но они могут своим приказом (в должностной инструкции) назначить ответственным за те или иные сферы деятельности иных лиц).
Привлечение к ответственности юридического лица не исключает одновременное привлечение и его должностного лица. В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Административная ответственность юридических лиц.
Юридическое лицо подлежит ответственности в случаях, предусмотренных КоАП или законами субъектов РФ. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Согласно ч. 2 ст. 2.10 КоАП РФ в случае, если в статьях особенной части кодекса не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.
В ч. 2 ст. 3.2 КоАП РФ перечислены виды наказаний, которые могут быть применены к юридическим лицам: предупреждение; административный штраф; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; административное приостановление деятельности.
В КоАП РФ предусмотрены следующие виды административной ответственности:
1. предупреждение;
2. административный штраф;
3. конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
4. лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
5. административный арест;
6. административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
7. дисквалификация;
8. административное приостановление деятельности;
9. обязательные работы;
10. административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.