Вы здесь

Осторожно, мошенники!

Пройди опрос - останови мошенника!



Противодействие мошенническим практикам

Для хищения денег у граждан злоумышленники используют все более изощренные сценарии. В результате тысячи людей страдают от их действий, теряют деньги, которые в некоторых случаях копили годами. Знания о том, как противодействовать мошенникам, помогут в нужную минуту принять правильное решение. В этом разделе Банк России представляет распространенные мошеннические схемы, которые будут регулярно дополняться, а также рекомендации по защите от них.

Мошенники специально оказывают психологическое воздействие на человека таким образом, чтобы он раскрыл личные или финансовые данные, перевел им деньги или даже взял кредит для последующей передачи средств в чужие руки. Они могут неоднократно звонить жертве, в том числе используя технологию подмены телефонных номеров, направлять электронные письма и сообщения со ссылкой на поддельные (фишинговые) сайты как финансовых организаций, так и любых других компаний и маркетплейсов. Злоумышленники всячески пытаются вывести человека из спокойного состояния и отключить у него логическое мышление. Для этого они могут запугивать, торопить и оказывать давление или, напротив, стараться заинтересовать и обрадовать внезапной выгодой. Схемы мошенников часто выглядят очень правдоподобно, так как они используют самые обсуждаемые новости или события. Такое психологическое воздействие представляет собой методы социальной инженерии.

Банк России ведет работу по выявлению мошеннических схем, информирует о них правоохранительные органы, которые занимаются расследованием хищений денежных средств.

Как не стать жертвой мошенников: общие рекомендации

1. Не сообщайте никому и никогда паспортные данные и финансовые сведения: данные карты и ее владельца, трехзначный код с обратной стороны карты или СМС-код. Сотрудники банков и государственных структур никогда не запрашивают такую информацию. Не публикуйте ее в социальных сетях, на форумах и каких-либо сайтах в Интернете, а также не храните данные карт и PIN-коды на компьютере или в смартфоне.

2. Если с неизвестного номера звонит якобы сотрудник банка, правоохранительных органов или государственной организации с сомнительным предложением (например, сообщением о попытке оформления кредита или подозрительной операции от вашего имени, обещанием высокого дохода по вкладу, предложением перевести средства на специальный счет Центробанка и тому подобное) или по телефону запугивают и требуют быстрых действий с финансами, положите трубку. Самостоятельно позвоните в банк по номеру телефона, указанному на обратной стороне карты или на его сайте, или в контакт-центр ведомства, сотрудником которого представлялся звонящий.

3. Не совершайте каких-либо действий по счету, если вам звонят с просьбой или требованием о переводе денег, в том числе на «защищенный» или «специальный» счет Центробанка, или с предложением об оформлении кредита. Банк России не открывает счета и не работает с гражданами.

4. По возможности установите антивирус на все устройства и обновляйте его.

5. Совершайте покупки в Интернете только на проверенных сайтах. Заведите специальную карту для онлайн-покупок и пополняйте ее ровно на ту сумму, которая нужна для оплаты. При совершении покупок обращайте внимание на наличие в строке браузера рядом с названием сайта значка безопасного соединения (замочка).

6. Никогда не вводите личные и финансовые данные на сомнительных сайтах и не переходите по ссылкам из подозрительных писем, которые предлагают, например, пройти опрос, получить какую-либо выплату и тому подобное. Официальные сайты финансовых организаций в поисковых системах (Яндекс, Mail.ru) помечены цветным кружком с галочкой.


Осторожно, мошенники!

При поступлении на Ваш телефон звонка с неизвестного номера отвечайте словом "Алло", не подтверждайте какую-либо информацию. Прекращайте разговор немедленно!

- Никогда не переводите денежные средства незнакомым лицам (абонентам) на их счета мобильных телефонов, банковские счета, электронные кошельки;

- Никогда не сообщайте свои персональные данные посторонним людям;

- Никогда не переходите по ссылке, указанной в смс-сообщении от посторонних лиц;

- При получении информации о сомнительной транзакции с вашего счета немедленно обращайтесь в банк;

- При получении смс-сообщения о крупном выигрыше обязательно проверяйте информацию на официальном сайте организации. настоящий выигрыш не требует денежных выплат со стороны победителя;

- При поступлении телефонного звонка от постороннего человека, сообщающего о беде, случившейся с Вашими близкими, не торопитесь решить вопрос путем перевода незнакомому лицу денежных средств. Незамедлительно позвоните родственникам и уточните полученную информацию!


Мошенники не оставляют своих попыток обмануть население и завладеть их финансовыми средствами

Призываем челябинцев быть бдительными, не поддаваться на уловки злоумышленников.

Помните!
Никаких "безопасных счетов" не существует! При поступлении подобного звонка, сразу прекратите разговор и обратитесь в отделение своего банка!

Информация о появлении новых способов совершения преступлений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий

ГУ МВД России по Челябинской области информирует о появлении новых способах совершения дистанционных мошенничеств:
1. Распространение электронных писем на почту, приходящих от так называемого «центра обмена сообщениями хостинга веб-почты» - от несуществующей организации. Авторы рассылки сообщают, что обновляют некую базу и удаляют все неиспользуемые учетные записи. Они настоятельно рекомендуют подтвердить электронную почту и обновить данные для того, чтобы знать, что аккаунт активен и его не будут удалять. При этом не используются вредоносные программы и фишинговые сайты, необходимую мошенникам информацию (имя, фамилию, логин и пароль) просят прислать ответным сообщением. Таким образом мошенники получают доступ к личным данным граждан.
2. Активизация подделки мошенниками банковских приложений, например именуемых как «Сбер 2.0» и «Поддержка Сбербанка». Злоумышленники звонят клиентам якобы от имени сотрудника «Сбера» и рекомендуют (убеждают) установить на современные средства коммуникации (мобильные телефоны) приложения «Сбер 2.0» или «Поддержка Сбербанка». На самом деле под видом этих приложений распространяются программы для удаленного доступа к устройствам. Если пользователь установит одно из таких приложений, мошенники могут похитить его личную информацию и деньги с банковских карт.
3. Обманные действия под видом представителя оператора мобильной связи. Злоумышленники, маскируясь под сотрудника оператора связи, убеждают потенциальную жертву, что срок действия sim-карты мобильного телефона истек. Для продления ее работы необходимо сообщить код из сообщения. После получения кода преступники подключают переадресацию звонков и SMS на другой номер и получают доступ к онлайн-банку, социальным интернет-сетям и мессенджерам жертвы для входа по номеру телефона.
4. Использование новых функций интернет-приложений («мессенжеров») для совершения преступлений. Появилась новая функция в телеграм-каналах - возможность публиковать изображения - так называемые «сторис». Для этого необходимо получить определенное количество голосов («бустов»). В связи с этим появились автоматические чат-боты в «мессенджерах», предлагающие купить «бусты» в больших количествах. Вводить данные банковской карты при этом не требуется, злоумышленники просят выслать деньги обычным переводом. Пользователь переводит деньги, но не получает никаких гарантий, при этом у чат-бота отсутствует форма обратной связи.
5. Предложения по установке мобильного приложения с целью проверки качества работы смартфона. Фиктивная служба поддержки банка присылает ссылку на фишинговый сайт и предлагает подключить услугу безопасности смартфона. После того, как клиент соглашается на подключение и устанавливает на устройство мобильное приложение, мошенники получают доступ к онлайн-банку и похищают денежные средства.
6. Звонки злоумышленников якобы от имени руководства компаний и организаций. Представляясь генеральным директором, мошенники предупреждают служащих, что им скоро поступит телефонный звонок от представителя курирующего эти компании Министерства. При этом, в «мессенджерах» используются аккаунты с реальными фотографиями и данными руководителей (фамилия, имя, отчество). Далее действительно поступает звонок, в ходе разговора мошенники под различным предлогом получают конфиденциальную информацию, с целью совершения мошеннических действий.

ГУ МВД России по Челябинской области