Вы здесь

СМИ как средство противодействия коррупции

О результатах работы управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции по мониторингу сообщений средств массовой информации, содержащих сведения о правонарушениях коррупционной направленности.

Управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции на постоянной основе проводит работу по мониторингу сообщений средств массовой информации, содержащих сведения о правонарушениях коррупционной направленности.

В 2015 году в результате этой работы управлением выявлена 71 публикация, содержащая сведения о возможных нарушениях законодательства о противодействии коррупции (в 2014 году - 13).

В основном эти статьи касались вопросов предполагаемых фактов коррупции со стороны лиц, занимающих должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления; нарушения ими установленных законом запретов и ограничений; коррупционных проявлений при организации и проведении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и др.

Указанные публикации направлялись для рассмотрения в прокуратуры субъектов Российской Федерации, Главную военную прокуратуру, а также другие подразделения центрального аппарата Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

По результатам проведенных проверок изложенные в статьях доводы в подавляющем большинстве подтверждения не находили. Однако имеются и обоснованные публикации, по результатам рассмотрения которых органами прокуратуры принимались меры прокурорского реагирования.

Например, на портале региональных новостей regnews.ru выявлена статья «Власти Якутии готовы потратить почти 7 миллионов рублей на золотые часы». Указанная публикация направлена для рассмотрения в прокуратуру Республики Саха (Якутия), которой проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции.

Установлено, что в августе 2015 года по итогам открытого электронного аукциона заключен государственный контракт на выполнение работ по изготовлению и поставке мужских и женских наручных золотых часов с ремешком в футляре на общую сумму свыше 5 млн. рублей. Данные часы являлись приложением к Грамоте Правительства Республики Саха (Якутия) и Благодарности Правительства Республики Саха (Якутия).

В части эффективности расходования бюджетных средств нарушений законодательства не установлено.

Однако в ходе проверки, проведенной прокуратурой Республики Саха (Якутия) с привлечением специалистов Департамента бюджетно-финансового контроля Министерства финансов Республики, выявлены нарушения ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части нарушения срока размещения заказчиком Плана-графика закупок на 2015 год.

По данному факту в отношении должностного лица Управления делами Главы и Правительства Республики возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.7.30 КоАП РФ (нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд), на виновное лицо наложен административный штраф в размере 15 тыс. рублей.

Кроме того, по результатам антикоррупционной экспертизы Положения о Грамоте Правительства Республики Саха (Якутия) выявлен ряд коррупциогенных факторов.

Так, пунктом 1 раздела 2 Положения установлен перечень документов, которые должны быть представлены при внесении предложений о награждении граждан Грамотой Правительства Республики Саха (Якутия).

При этом Положением не определены лица, которые наделены правом внесения ходатайства о награждении граждан Грамотой правительства Республики Саха (Якутия), не установлен порядок приема ходатайств и прилагающихся к нему документов, не определены сроки представления ходатайств, адрес и структурное подразделение (должностное лицо) Правительства Республики, которое осуществляет прием документов, на основании которых Правительство принимает решение о награждении, либо об отклонении ходатайства.

Пунктом 2 раздела 2 Положения предусмотрено, что вопросы о награждении Грамотой вносятся на рассмотрение Правительства Республики руководителем отдела по государственным наградам и геральдике Администрации Главы Республики и Правительства Республики. При этом установлено право Председателя Правительства Республики на дачу поручения о срочном оформлении Грамоты Правительства Республики Саха (Якутия).

Также в пункте 2 раздела 2 Положения определено, что несвоевременное или неполное представление указанных документов является основанием для оставления ходатайств о награждении Грамотой без удовлетворения или для возвращения документов на доработку.

Из содержания пункта 2 Положения с точной определенностью не следовало - в каком порядке, составе и какие решения принимает Правительство Республики при рассмотрении ходатайства о награждении Грамотой, в том числе для дачи поручений о срочном ее оформлении, возвращении для дополнения документами или отклонении.

Прокуратурой Республики Саха (Якутия) в адрес Председателя Правительства Республики внесено требование об исключении коррупциогенных факторов из Положения о Грамоте Правительства Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства Республики от 05.03.2011 № 92 (в редакции от 25.04.2015).

Требование рассмотрено и удовлетворено, в Положение о Грамоте Правительства Республики Саха (Якутия) внесены соответствующие изменения и дополнения.

Также по результатам мониторинга средств массовой информации выявлена публикация «Врачебная тайна. Чиновники региональных минздравов проявляют чудеса смекалки, чтобы скрыть факты несоблюдения ведомствами антикоррупционного законодательства».

Статья опубликована по материалам Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» и касалась вопросов нарушения законодательства в части опубликования в сети Интернет сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителей учреждений здравоохранения ряда регионов России.

Данная публикация была направлена в прокуратуры Смоленской, Тульской, Орловской, Пензенской, Ростовской, Воронежской, Кировской, Брянской, Московской, Новгородской, Омской, Сахалинской, Тюменской, Ярославской областей, Республики Карелия, Республики Коми, Ханты- Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов для рассмотрения и возможного осуществления надзорных мероприятий.

По результатам проведенных проверок меры реагирования приняты органами прокуратуры Ростовской, Пензенской, Тюменской и Смоленской областей, в остальных субъектах Российской Федерации нарушений федерального законодательства не выявлено.

Так, прокуратурой Ростовской области установлено, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые руководителями областных государственных учреждений здравоохранения в отношении себя и членов семьи действительно не размещались в сети Интернет.

Проведенный анализ регионального законодательства показал, что вопреки требованиям Федерального закона «О противодействии коррупции» нормативно не закреплены вопросы, касающиеся срока, объема, порядка и формы размещения в сети Интернет таких сведений, а также не определены ответственные и уполномоченные должностные лица (органов, подразделений и др.).

В этой связи Губернатору области направлено информационное письмо с предложением рассмотреть вопрос о необходимости законодательного урегулирования вопросов, касающихся порядка опубликования сведений о доходах. В настоящее время во исполнение требований прокуратуры разрабатывается проект соответствующего нормативного правового акта.

В нарушение Федерального закона «О противодействии коррупции» отдельными руководителями учреждений здравоохранения Пензенской области представлены недостоверные сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2014 год, которые были размещены в сети Интернет.

По данным фактам в Министерство здравоохранения Пензенской области внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, по результатам рассмотрения которого к дисциплинарной ответственности привлечены 4 главных врача, допустивших указанные нарушения.

В нарушение федерального законодательства на официальном портале в сети Интернет на момент проверки отсутствовали сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные руководителями учреждений здравоохранения Тюменской области за 2012 и 2013 годы.

Данные сведения ранее были размещены на сайте, но в результате неправильного толкования сотрудниками департамента здравоохранения области требований законодательства, удалялись с портала одновременно с размещением сведений за следующий год. Прокурором Тюменской области директору областного департамента здравоохранения внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции.

В настоящее время информация со сведениями о доходах руководителей государственных учреждений здравоохранения области за 2012 и 2013 годы восстановлена.

Прокуратурой Смоленской области установлено, что вопреки требованиям федерального законодательства на региональном уровне нормативно не урегулированы вопросы относительно определения порядка размещения в сети Интернет сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых руководителями областных государственных учреждений.

В этой связи в администрацию Смоленской области внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, по результатам рассмотрения которого требования прокурора удовлетворены. В настоящее время разрабатывается проект соответствующего нормативного правового акта.

Вопросы, касающиеся хода и результатов проводимых по таким материалам проверочных мероприятий, находятся на постоянном контроле.

Работа в данном направлении продолжается.